Итак, в тетради ребенка ошибки. Нужна помощь учителя - логопеда или нет? Как понять?
Для начала определим, какие же это ошибки. Связаны ли они с применением орфографических правил? Часто бывает, что не связаны. Тогда учитель или родитель говорит: "Ну вот как можно так написать???? Не сорока, а сорАка". Казалось бы, необъяснимая ошибка, или объясняемая невниманием.
А ребенок забыл к овалу приписать хвостик, и получилась буква а. Так ладно бы один раз, а то ведь постоянно - возмущаются взрослые.
Это всего лишь один пример ДИСГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК. На самом деле их очень много. Такие ошибки НЕЛЬЗЯ считать глупыми или нелепыми. Именно с такими ошибками и работает школьный логопед. Постепенно разберем каждый вид дисграфических ошибок.
А сегодня краткий экскурс в дисграфию. Так что же это такое?
"ДИС" - означает расстройство, а "ГРАФО" - письмо. Соответственно дисграфия - это расстройство письма, не связанное со знанием орфографических правил, а проявляющееся в специфических, стойких, повторяющихся ошибках.
ИТАК, НА КАКИЕ ОШИБКИ СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?
1) Как ребенок говорит, так и пишет (вместо шапка - сапка). Чаще всего здесь просто нужно поставить звуки, и проблема уйдет. Если нарушен фонематический слух, придется поработать,попыхтеть (АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ)
2) Вместо пчела - пцела, птицы - птичи. Звукопроизношение может быть сохранным, ребенок не дифференцирует (не различает) звуки. Часто встречаются замены: ч - ть, ч - щ, ц - т, ц - с , о - у, е - и (АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ)
3) Слова пишет слитно или наоборот - разрывает. Трудности с делением слов на слоги, в предложении не может правильно сосчитать количество слов (ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА).
4) Нарушает последовательность слов в предложении, неправильно употребляет предлоги, заменяет суффиксы и приставки, нарушено согласование и управление слов в предложении - это недоразвитие грамматического строя речи. Приведу пример. У Маши белАЯ волосы. Мальчики пришел на детскАЯ площадкА. Дети действительно так пишут.
Думаете, беребельда какая-то. Ан, нет... Это АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ.
5) Заменяет похожие по написанию буквы: б - д, у - и, а - о и др. Это ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ.
Если в тетради вашего ребенка наблюдаются такого рода ошибки, регулярно повторяются, то это как раз и есть повод обратиться к учителю - логопеду. Однако, хочу заметить, что диагноз "ДИСГРАФИЯ" мы можем поставить не раньше середины 2 класса, потому что в 1 классе дети еще только учатся писать, и ошибки вполне возможны.
Другое дело, если уже в детском саду ребенку поставили фонетико-фонематическое недоразвитие речи или общее недоразвитие речи, то начинать заниматься со школьным логопедом надо начинать сразу с 1 класса.
А сегодня краткий экскурс в дисграфию. Так что же это такое?
"ДИС" - означает расстройство, а "ГРАФО" - письмо. Соответственно дисграфия - это расстройство письма, не связанное со знанием орфографических правил, а проявляющееся в специфических, стойких, повторяющихся ошибках.
ИТАК, НА КАКИЕ ОШИБКИ СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?
1) Как ребенок говорит, так и пишет (вместо шапка - сапка). Чаще всего здесь просто нужно поставить звуки, и проблема уйдет. Если нарушен фонематический слух, придется поработать,попыхтеть (АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ)
2) Вместо пчела - пцела, птицы - птичи. Звукопроизношение может быть сохранным, ребенок не дифференцирует (не различает) звуки. Часто встречаются замены: ч - ть, ч - щ, ц - т, ц - с , о - у, е - и (АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ)
3) Слова пишет слитно или наоборот - разрывает. Трудности с делением слов на слоги, в предложении не может правильно сосчитать количество слов (ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА).
4) Нарушает последовательность слов в предложении, неправильно употребляет предлоги, заменяет суффиксы и приставки, нарушено согласование и управление слов в предложении - это недоразвитие грамматического строя речи. Приведу пример. У Маши белАЯ волосы. Мальчики пришел на детскАЯ площадкА. Дети действительно так пишут.
Думаете, беребельда какая-то. Ан, нет... Это АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ.
5) Заменяет похожие по написанию буквы: б - д, у - и, а - о и др. Это ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ.
Если в тетради вашего ребенка наблюдаются такого рода ошибки, регулярно повторяются, то это как раз и есть повод обратиться к учителю - логопеду. Однако, хочу заметить, что диагноз "ДИСГРАФИЯ" мы можем поставить не раньше середины 2 класса, потому что в 1 классе дети еще только учатся писать, и ошибки вполне возможны.
Другое дело, если уже в детском саду ребенку поставили фонетико-фонематическое недоразвитие речи или общее недоразвитие речи, то начинать заниматься со школьным логопедом надо начинать сразу с 1 класса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий