- Акустическая дисграфия возникает на фоне нарушения фонемного распознавания. Ребенок произносит звуки правильно, а на письме заменяет схожими по звучанию.
Как правило, замены бывают следующие:
— шипящие- свистящие (вместо шла — сла);
— звонкие — глухие (вместо плыли — блыли);
— аффрикаты (вместо цапля — сапля);
— твердые — мягкие (вместо люди — луди);
— гласные (кукушка — кокошка)
2. Артикуляторно-акустическая дисграфия связана с неправильным произношением звуков. Ребенок как говорит, так и пишет.
Например, если ребенок заменяет звук р на л в устной речи, то он и пишет не рыба, а лыба. А если в разговоре звук р отсутствует совсем, то ребенок может написать ыба. Не выговаривает ш, то и пишет вместо шапка — сапка.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается чаще всего.
При данном виде дисграфии ребенок допускает такие ошибки:
— пропускает буквы, слоги и даже слова в предложении;
— переставляет буквы и слоги местами;
— предлоги пишет слитно, а приставки раздельно;
— к слову могут приписать часть следующего слова.
4. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием пространственных представлений и проявляется в замене и искажении графического образа буквы.
Ребенок может путать на письме такие буквы как б — д, п — т, с — э и др.(дятел — бятел), также зеркальное написание букв.
5. Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи.
В данном случае могут быть следующие ошибки:
— замена суффиксов (вместо котенок — котенчик);
— ошибки в употреблении предлогов (машина едет по дороге — машина едет на дороге);
— в согласовании слов (теплая одеяло, рыжий кошка);
— нарушение последовательности слов в предложении;
— пропуски членов предложения;
— ошибки в употреблении относительных и притяжательных прилагательных ( стеклянная ваза — стекловая ваза; медвежья лапа— медведина лапа).
Считается, что полностью дисграфию победить нельзя, но корректировать можно и нужно. Положительная динамика будет всегда. Но у каждого ребенка это может занять разное время (от 3-х месяцев до нескольких лет). Например, оптическая дисграфия корректируется достаточно быстро. А вот со смешанной дисграфией придется работать долго.
И даже в самых трудных случаях при грамотных систематических занятиях с логопедом и с родителями в течение нескольких лет мы тоже можем ожидать положительную динамику.
Предпосылкой для успешной коррекции является развитие тех зон мозга, которые отвечают за ВПФ, участвующие в письме.
Каковы же условия для преодоления дисграфии?
— во-первых, занятия должны быть систематическими;
— во-вторых, необходимо создать физиологические и психологические условия (режим дня, правильное питание, нейропсихологические упражнения, мотивация);
— в-третьих, успеха можно достичь только в содружестве:
логопед + ученик + учитель + родитель и во многих случаях + детский невролог.
Непосредственно дисграфию диагностировать можно не раньше середины-конца 2-го класса. Диагностику проводит учитель-логопед( или нейродиагностику, если логопед ею владеет). Предрасположенность же к дисграфии можно определить в дошкольном возрасте. Для этого существуют специальные нейродиагностики.
Комментариев нет:
Отправить комментарий